Трюковые велосипеды

Трюковые велосипеды были придуманы в 20 веке, в настоящее время разработано несколько разновидностей таких байков для дисциплин дерт-джампинг, стрит, триал, BMX. Все они предназначены для выполнения трюковых элементов высокой сложности, требующих хорошей спортивной подготовки. 

Дерт-джампинг

Dirt-jumping – спортивная дисциплина, предполагающая гонки по пересеченной местности и выполнение прыжков на земляных трамплинах. Рама такого велосипеда выполнена из прочных сплавов, большое внимание уделяется надежности руля и других элементов, они должны выдерживать падения и механические нагрузки. Также рама имеет особую геометрию для облегчения выполнения трюковых элементов, в частности она обладает удлиненной колесной базой. Крутой угол рулевого стакана позволяет точнее совершать прыжок и приземляться. Заниженный центр тяжести отвечает за стабильность байка, ускоряет его разгон, улучшает маневренность. Горизонтальные дропауты позволяют регулировать длину колесной базы и задних перьев. У велосипедов для дерта только одна передача, потому что необходимости в переключении скоростей при преодолении трассы нет. Диаметр колес может быть классическим в 26 дюймов, что повышает мягкость приземления, либо уменьшенным (24 дюйма) -  в этом случае байк будет более легким и маневренным. Покрышки устанавливают цепкие, с агрессивным протектором, чтобы не возникало скольжения по земле при подъеме в гору и спуске с нее. Мягкая вилка с ходом 100-130 мм обеспечивает хорошую амортизацию. Опытные спортсмены приобретают модели без тормозов, новичкам желательно остановиться на вариантах с задним тормозом. Передний ободной или гидравлический тормоз на велосипеды для дерт-джампинга не ставят, так как трос будет мешать выполнению прыжков.

Стрит

Стрит – разновидность велосипедного спорта, где трюки выполняют на городских улицах с использованием любых препятствий: лестниц, ограждений и т.д. Стритовые байки очень напоминают модели для дерта, но отличаются короткой базой и еще более острым углом рулевого стакана. Такой велосипед легче поднять в прыжок, но он нестабилен при приземлении, поэтому не может использоваться для трюков на трамплинах. Амортизационная вилка – жесткая, она облегчает управление велосипедом. У моделей для стрита отсутствуют тормоза и имеется большое сидение, которое удобно зажимать между ногами.

Триал

Триал – преодоление естественных и искусственных препятствий без прикосновения ног к земле. Триальные велосипеды можно использовать только для трюков, для обычного катания они не предназначены, так как у них отсутствует седло. Геометрия рамы отличается короткой базой и перьями, у ряда моделей отсутствует подседельная труба. Конструкция байков для триала разработана так, чтобы максимально уменьшить вес, например, обода имеют специальные отверстия. Жесткая передняя вилка и широкий руль необходимы для улучшения управляемости байка. 

BMX

BMX (Bicycle Moto Xtream) – наиболее распространенные трюковые велосипеды. У них заниженная рама и маленькие колеса в 20 дюймов, руль имеет высокий подъем и практически не выносится вперед, подвеска отсутствует, вес не превышает 11 килограмм. Все детали конструкции усилены, что придает байку особую прочность. Переключателя скоростей нет. На осях колес часто присутствуют пеги, играющие роль опоры при выполнении некоторых трюков. Рама имеет простую и надежную конструкцию, руль снабжен кросс-баром – перемычкой посередине для увеличения прочности. Тормоза могут отсутствовать, а при их наличии тормозная система отличается особой конструкцией, позволяющей избежать закручивания троса при круговых движениях руля или рамы. Тормозной тросик идет внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальная деталь – гироротор.

Различные разновидности BMX велосипедов могут иметь отличия в конструкции. Для спортивной дисциплины Race используют ультралегкие модели с удлиненной колесной базой и агрессивными покрышками – здесь важна устойчивость и динамичность байка при прохождении сложной скоростной трассы. Велосипеды для флэта – прыжков на ровной поверхности – отличаются короткой базой и качественными тормозами.