Городские велосипеды с планетарной втулкой

Планетарная втулка – переключатель скоростей, в котором передаточный механизм расположен внутри втулки колеса. Она имеет сложное строение, напоминает коробку передач автомобиля. Рабочий механизм расположен под защитной оболочкой корпуса втулки, что увеличивает надежность узла и повышает срок его эксплуатации.

Основные преимущества и недостатки планетарных втулок

Планетарная втулка обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным механизмом переключения скоростей:

  1. Передаточный механизм помещен внутрь колеса, что исключает попадание в него грязи и влаги, а значит, увеличивает срок службы.
  2. Переключать скорости можно не только во время движения, но и при остановке велосипеда. Это большой плюс при катании по городу с частыми остановками, например, в пробках или интенсивном людском потоке.
  3. При подъеме в гору не нужно одновременно крутить педали и подбирать нужную передачу – можно спокойно поменять скорость, остановив байк.
  4. Позволяет установить на цепь защитный кожух, так как велосипед имеет всего одну звезду, а также использовать прочные цепи для односкоростных байков.
  5. Простота эксплуатации – невозможно неправильно переключить передачу, механизм не нуждается в специальном обслуживании и регулярном уходе, при правильной эксплуатации пробег без сервиса равен десяткам тысяч километров.
  6. Мягкость и плавность при переключении, легко набирать скорость.
  7. Не возникает «слетов» цепи во время движения велосипеда.
  8. Трансмиссия планетарной втулки долговечнее, она медленнее изнашивается.

К минусам планетарной втулки относят: высокую стоимость; непригодность для агрессивного стиля езды в связи с повышенным риском поломки внутренних шестеренок; низкий КПД из-за трения поверхности шестерен, что делает планетарную передачу неподходящей для спортивного катания; ремонт только в условиях специальной мастерской; число скоростей меньше, чем в стандартном переключателе скоростей.

Где используют планетарные втулки

Планетарные втулки появились еще в начале 20-го века, тогда их устанавливали на велосипеды комфорт-класса. В настоящее время городские велосипеды с планетарной передачей выпускают крупные производители, так как для их изготовления необходимо использовать сложные технологии. Существуют втулки под дисковые и ободные тормоза, а также варианты с ножным тормозом.

Особенности городских велосипедов с планетарной втулкой

Городские велосипеды с планетарной втулкой отличаются повышенным удобством, при катании на них не нужно долго настраивать скоростной режим, для переключения скоростей не требуются особые усилия. На таких байках отсутствует громоздкая система переключения передач с большим числом звездочек и механизмом перекидывания цепи, что является большим плюсом и уменьшает общий вес велосипеда, несмотря на то, что планетарная втулка тяжелее обычной задней.

Современные втулки могут иметь до 14 передач, соответственно, чем больше число скоростей, тем дороже будет стоить устройство и сам велосипед. Чаще всего встречаются городские байки с тремя, семью и восьмью скоростями.

Наиболее популярные производители планетарных втулок –это компании SRAM, Shimano, Rohloff, Sturmey-Archer. Лучшей в настоящее время считается 14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub, производимая в Германии. Она вполне может конкурировать с обычными системами в 24 и 27 скоростей, отличается простотой и легкостью управления. Компания Shimano выпускает 11-скоростные втулки. Для катания по городу достаточно трех диапазонов переключения скоростей, так как передаточное отношение у 3-х скоростных втулок ненамного меньше, чем у механизмов с 7 или 8 передачами, зато у них меньше меток для клика переключателем. То есть, вы будете реже менять передачи, оставаясь при этом в пределах нужного диапазона.

Необходимо знать, что велосипеды с планетарными втулками не используют для езды по плохим дорогам и агрессивного катания. Зато они идеально подходят для комфортных прогулок по ровному асфальту городских улиц или накатанной грунтовке парковой зоны.