Велосипедные колеса

Велосипедные колеса

 1

Колеса являются одной из важнейших деталей велосипеда, от их прочности, наката и веса зависят скоростные и динамические характеристики, а также комфорт катания для велосипедиста.

Современные модели изготовлены из легких и прочных сплавов либо композитных материалов. 

 

 

В современных велосипедах встречаются два основных типа строения колеса:

  • Первый вариант – классический: обод + спицы + втулка.
  • Второй вариант – цельная конструкция из композитных материалов или металлических сплавов с интегрируемыми подшипниками и осью.

На рисунке слева – первый вариант, справа – второй.

3

 

Второй вариант применяется в трековых гоночных и прогулочных моделях, а также в велосипедах с уникальным концептуальным дизайном.

Второй вариант можно встретить в большинстве современных велосипедов, различаются только компоненты (спицы, обода, втулки).

Наиболее важным фактором для выбора колес является их размер. Он имеет значение и в спортивных, и в городских моделях. Размер колеса принято обозначать в дюймах.

 

Ниже приведены основные размеры и то, для каких велосипедов они используются:

  • 12'', 16'', 18'' — детские и некоторые городские велосипеды;
  • 20'', 24'' — BMX, Trial, Street, Dirt, Street-trial, детские/подростковые и городские велосипеды.
  • 26'', 27,5'', 29'' — горные велосипеды (MTB), городские и туристические;
  • 28'' — дорожные, гибриды, шоссейные, городские и туристические;
  • 26'', 24'' Fat — фэтбайки для подростков и взрослых;
  • 27.5 plus — горные велосипеды.

 

Детские и подростковые велосипеды выбирают по возрасту, росту и размеру колес.

Таблица для выбора детских велосипедов. 

4

 

Конструкция велосипедных колес

Велосипедное колесо стандартного типа состоит из следующих компонентов:

  • Обода – изготовлены из сплавов алюминия или стали, карбона. Как правило, имеют 32 или 36 отверстий для спиц, но в целом их количество варьирует от 12 до 48 шт.
  • Встречаются пистонированные обода. Могут иметь одинарную или двойную стенку, а также мульти перегородки для повышения жесткости и прочности.
  • Некоторые обода для облегчения оснащены отверстиями разной формы, расположенными на стенках – это позволяет снизить вес колеса.
  • Спицы – изготавливают из стали или титанового сплава, они могут иметь круглое, плоское или другие виды сечения. Разное сечение используется для достижения лучших
  • аэродинамических показателей. Крепятся спицы ниппелями из алюминия, бронзы или стали с напылением или без.
  • Втулки – их корпуса обычно изготавливают из алюминиевых сплавов, внутри находятся шарикоподшипники разного вида: промышленные картриджные, подшипники скольжения,
  • иногда капсульные подшипники. По типу привода различают втулки с фиксированной передачей, барабаном и мини барабаном, драйвером или фривилом (трещоткой).
  • Ось втулки изготавливается из алюминия, титана или хромомолибденового стального сплава.

Колеса, имеющие цельную конструкцию, могут быть изготовлены из сплава алюминия, композитного пластика или карбона. Снабжены интегрированным корпусом втулки.

Их подшипники и оси могут быть различного типа.

5

6

7

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция колес в зависимости от типа велосипеда

          • Для фэтбайков – сверх широкие обода, колеса диаметром 26'' и 24'', покрышки от 3.8-4.0. Такая конструкция обеспечивает повышенное сцепление и проходимость.

Для облегчения веса в ободах присутствуют отверстия разного размера и формы. На таких велосипедах втулки могут быть любого вида.

10

 

        • Для триальных велосипедов – средней ширины обода на колесах размером 20'', 24'', 26'' с двойной или одинарной стенкой. Втулки в таких колесах обычно фиксированные, 

а фривил находится на шатунах.

12

 

        • Для шоссейных велосипедов ­ – тонкие обода из легкого карбона или алюминия. Втулки с барабаном или фривил, иногда фикс.

13

 

        • Для BMX велосипедов – обода средней или обычной ширины, размер 20'', характерна богатая палитра расцветок. Втулки на драйвере или фривил.

14

        • Для горных велосипедов – колеса диаметром 26'', 27.5'', 29''.

15

16

18

Чем больше размер колес, тем проще управление и легче преодоление препятствий из-за уменьшения угла между колесом и поверхностью.

Диаметр колес в 29 дюймов подходит, если нужна хорошая устойчивость и проходимость, а динамичностью можно пожертвовать.

Для достижения высокой скорости и повышения мобильности велосипеда лучше выбирать стандартные колеса в 26 дюймов.

Размер 27.5 дюймов является промежуточным вариантом, сочетающим хорошую проходимость с достаточной маневренностью.

 

21